Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Учитель-дефектолог

В ГУО «Специальный детский  сад №139 г. Минска» проводится коррекционно-развивающая работа с детьми имеющим следующие нарушения речевого развития:

Алалия [a - + греч. lalia речь] – отсутствие или недоразвитие речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития.
Моторная алалия (экспрессивная) – недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарём и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи.
Сенсорная алалия (импрессивная) – недоразвитие импрессивной стороны речи. У ребенка нарушается понимание речи окружающих при сохранном слухе и сохранной способности к развитию активной речи.
У детей с алалией часто выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда моторных (двигательных) и психических функций.

Афазия - [а - + греч. phasis речь] - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга при отсутствии расстройств артикуляторного аппарата и слуха. У детей афазия возникает редко. Чаще всего ее причинами являются травмы, опухоли и инфекционные заболевания головного мозга. У ребенка теряется речь после того как она была уже сформирована.

Дизартрия [диз - + греч. arthroo членораздельно говорить] - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущими нарушениями при дизартрии являются нарушения звукопроизносительной и просодической стороны речи. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков «смазанная речь». В более тяжелых случаях наблюдаются искажения,
 замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность речи, модуляция. В целом, произношение становиться невнятным.
Различают псевдобульбарную, бульбарную, экстрапирамидную (подкорковую), мозжечковую и корковую дизартрию. Наиболее часто у детей встречается псевдобульбарная дизартрия.

Ринолалия [лат. rhinolaliо от греч. rhin (rhinos) нос + греч. laliо речь] – нарушение звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного резонирования в носовой полости. Нарушения резонанса происходит от неправильного направления голосодыхательной струи вследствие либо дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого или твёрдого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба. При ринолалии наблюдается назализованный тембр голоса.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование компонентов речевой системы, относящееся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Выделяют три уровня: 1 уровень ОНР, 2 уровень ОНР, 3 уровень ОНР и нерезко выраженное ОНР. Уровни ОНР отражают состояние развития компонентов языка у детей.
1 уровень ОНР: Речевые средства общения у детей крайне ограничены. Активный словарь состоит из небольшого количества звукоподорожаний, звуковых комплексов, небольшого количество нечетко произносимых обиходных слов. Широко используются указательные жесты, мимика. В наиболее сложных случаях может отсутствовать звукоподражание.
2 уровень ОНР: Переход к данному уровню характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.
Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами. Простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на все вопросы по картине, связанные с семьёй, знакомыми событиями окружающей жизни. Дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов, редко из 4 слов. Словарный запас значительно отстаёт от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детёнышей,
 одежды, мебели, профессий.
3 уровень ОНР: Характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков, нарушением структуры трёх-четырёх сложных слов. В словах отмечаются перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных. На фоне относительно развёрнутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. В
 свободных высказываниях преобладают простые распространённые предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Ошибки наблюдаются в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при более сложных формах детских речевых нарушений: алалии, афазии, дизартрии, ринолалии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя речи и пробелы в фонетико –фонематическом развитии.

Алалия [a - + греч. lalia речь] – отсутствие или недоразвитие речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития.
Моторная алалия (экспрессивная) – недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарём и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи.
Сенсорная алалия (импрессивная) – недоразвитие импрессивной стороны речи. У ребенка нарушается понимание речи окружающих при сохранном слухе и сохранной способности к развитию активной речи.
У детей с алалией часто выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда моторных (двигательных) и психических функций.

                                 Нарушения речевого развития ребенка

       В последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развитии и с различными речевыми нарушениями. Родители двухлетнего малыша видят, что сверстники произносят предложение, а их говорит только "мама", "папа". Родители четырехлетнего малыша видят, что сверстники свободно общаются, а у их ребенка "каша во рту". Почему это происходит именно с моим ребенком? Что делать? К какому специалисту идти? Насколько это серьезно? Подобные вопросы начинают терзать мам, пап, бабушек и дедушек.

                                                             Почему?

       Задержка речевого развития и различные нарушения речи могут быть вследствие недоразвития или поражения мозга, а так же центральной нервной системы во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения. Факторами, приводящими к дальнейшим проблемам в развитии, являются: угроза выкидыша во время беременности; длительный токсикоз; перенесенные беременной простудные и инфекционные заболевания; прием лекарств, противопоказанных во время беременности; наличие у беременной хронических заболеваний; наличие вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики); гипоксия плода; стремительные или наоборот затяжные роды; недоношенность плода или наоборот; несовместимость крови матери и плода; асфиксия; травма во время родов; внутричерепное давление; внутричерепные кровоизлияния; ряд инфекционных заболеваний, перенесенных ребенком до двух лет; черепно-мозговые травмы и др. Вы можете сказать: "Да у меня половина из перечисленного списка имело место быть, и ничего ребенок нормальный!" В таком случае Вам либо очень повезло, либо Вы не видите проблем, либо не хотите их видеть, либо увидите их позже.

       В возникновении речевых нарушений большую роль играет и социальный фактор: правильное речевое окружение ребенка и наличие благоприятной психологической обстановки.

        В развитии речевой функции ребенка выделяют три критических периода. В эти периоды родителям необходимо быть особенно внимательными к своим детям.

       Первый период (1 – 2 года), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14 – 18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

       Второй период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

       Третий период (6 – 7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении завышенных требований могут происходить "срывы" нервной деятельности.

                                                       Что делать?

       Если Вы заметили, что ребенок (2 – 3 лет) отстает в речевом развитии от своих сверстников, не спешите бежать к логопеду. Логопед не будет заниматься с малышом, которому нет трех лет. Логопед исправляет нарушения звукопроизношения, ставит звуки. Существуют законы физиологии, по которым определенный звук в определенном возрасте должен появиться у ребенка, возраст, в котором ребенок должен научиться произносить тот или иной звук правильно. Исправлять и ставить звуки, логопед будет только тогда, когда по законам физиологии они уже должны были встать самостоятельно, но этого не произошло. До этого момента можно говорить о задержке речевого развития, о недоразвитии речи, но не о нарушении звукопроизношения.

        Если Ваш ребенок, и в частности его речевое развитие отличается от речевого развития сверстников не в лучшую сторону, прежде всего, нужно обратиться к хорошему неврологу. Подробно расскажите, что Вас настораживает, что беспокоит, что пугает в развитии ребенка. Хороший доктор внимательно выслушает Вас, внимательно обследует ребенка и назначит адекватное лечение. После прохождения курса лечения следует повторно показаться врачу. Бояться лечения не нужно! Большинство речевых нарушений проявляются в структуре различных психических и нервно-психологических расстройств. Расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость комплексного (медико-психолого-педагогического) воздействия, т.е. воздействия на весь синдром в целом. Иными словами речевые проблемы это следствие, а причины кроются либо в экзогенных (внешних) факторах, либо в эндогенных (внутренних) факторах. Позиция родителя, говорящего: "У нас все хорошо, только мы плохо говорим, но ничего, научится!", вызывает, по меньшей мере, недоумение. Конечно, он научиться говорить, но вопрос в том, когда и как?

       Если ребенку исполнилось три года, а его речь явно развита не на этот возраст, половину звуков он не произносит, слова не выговаривает, то опять в первую очередь идите к неврологу, а уже потом к логопеду. Если Вы сначала обратились к логопеду, то хороший логопед, обследовав ребенка и предложив Вам заниматься, все равно отправит к неврологу. Грамотный логопед прекрасно понимает этиологию (причину) всех речевых нарушений и всегда работает в паре с врачом. На занятии логопед будет (если это необходимо) делать ребенку массаж языка, работать с зондами и выполнять артикуляционные упражнения, это должно занимать 10 – максимум 15 минут. После этого Вас отправят домой до следующего раза. Как правило, так строится работа логопеда в поликлинике, из-за недостатка времени и большого количества желающих попасть к логопеду. Если же Вы занимаетесь с учителем-дефектологом (логопедом) в детском саду, то  подгрупповые занятия продолжаются от 15 минут до 20-25минут (в зависимости от возраста детей), коррекционные (индивидуальные) от 10-15 минут до 20-25 минут.  На занятиях учитель-дефектолог будет развивать понимание речи; формировать пространственные представления и сенсомоторные навыки; развивать фонематический слух; уточнять и расширять словарный запас; работать над развитием памяти, внимания, мышления и т.п. Следует настраивать себя на то, что к учителю-дефектологу Вы будете ходить как минимум год. Учитель-дефектолог будет давать Вам домашние задания, для закрепления пройденного материала. Это может быть артикуляционная гимнастика, заучивание стихов, подбор слов на заданный звук и т.п. Выполнять домашнее задание нужно обязательно, т.к. учитель-дефектолог занимается с Вашим ребенком всего два-три раза в неделю на коррекционных (индивидуальных) занятиях, без учета подгрупповых,  а Вы общаетесь с ребенком семь дней в неделю. Поставленный учителем-дефектологом изолированный звук нужно вводить в речь, закреплять его правильное произношение, постоянно исправляя ребенка: "Ты умеешь говорить правильно! Повтори еще раз это слово, но только правильно! и т.п."

         Если задержка речевого развития и речевые нарушения возникли вследствие легкого органического поражения центральной нервной системы, то вовремя проведенное правильное лечение и систематические занятия с логопедом непременно дадут положительные результаты. К тому моменту, когда Ваш малыш должен будет пойти в школу, Вы справитесь со всеми проблемами. Следует помнить только одно: время бежит очень быстро, не стоит откладывать проблему на последний год перед школой.

                                              Это следует знать

Аграмматизм – нарушение понимания (импрессивная сторона речи) и употребления (экспрессивная сторона речи) грамматических средств языка.

Аграфия и дисграфия – невозможность (аграфия) или частичное специфическое нарушение процесса письма (дисграфия).

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алексия и дислексия – невозможность (алексия) или частичное специфическое нарушение процесса чтения (дислексия).

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие, дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляционно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме.

Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.

Недоразвитие речи – качественно низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

ОНР (общее недоразвитие речи) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. ОНР может быть I, II, и III уровня. ОНР может быть осложнено дизартрией, ринолалией, алалией и т.п.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. 

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

«СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА» И

«ВИДИМАЯ РЕЧЬ»

Ни для кого не секрет, что каждому родителю очень хочется,      чтобы его крохотный ребенок развивался активно; своевременно и правильно стал общаться со взрослым и в особенности разговаривать. Нарушения речи – достаточно распространенное  явление. Причины их возникновения разнообразны.

От качества речи ребенка зависит успешность его обучения в школе.

      Но что для этого нужно?  Как и с помощью каких «средств» можно помочь ребенку сделать это, какие игровые развивающие материалы могут для этого пригодиться? Ответы на эти вопросы предельно просты и в тоже время чрезвычайно сложны.

В последние десятилетия отмечается увеличение отклонений в виде недоразвития различных уровней функциональной системы речи.

Каким бы не было нарушение речи, оно всегда уникально, как уникален и неповторим каждый человек.

      Речевые дефекты все труднее поддаются коррекции традиционными способами. Поэтому учителя-дефектологи берут на вооружение более современные технологии, ищут новые эффективные методики.

      Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. В любом инновационном процессе параллельно существуют традиционные методики. Компьютерные средства представляют дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.  Информационные  технологии не изменяют предшествующих методик, идут одновременно, дополняя отдельные приемы, методы, внося изменения в использование наглядного, игрового и дидактического материала. В настоящее время компьютерные технологии открывают перед учителем-дефектологом и ребенком новые возможности совершенствования самого процесса коррекции, его устранения и индивидуализации, вносят разнообразие.

На протяжении нескольких лет в детском саду успешно используются компьютерные программы  «Специальные образовательные средства» и «Видимая речь».

Основным достоинством программы «Специальные образовательные средства» является то, что учитель-дефектолог может сам создавать компьютерные проекты в зависимости от целей и задач, поставленных на том или ином занятии. Так,  на занятии по обучению грамоте дети сами выбирают картинки, в названии которых один слог, два, три и более, замечают свои ошибки и помогают другим детям (проект «Слоговые цепочки»).  С  удовольствием отправляются в «путешествие» по лабиринту вместе с котенком, называя по дороге слова с заданным звуком  (проект «Помоги котенку поймать мышку»).

     При знакомстве с буквами незаменимым помощником является сенсорный экран. Каждый ребенок может нарисовать пальчиком на экране букву любого цвета, величины,  а потом сравнить с другими буквами. Возможности экрана используем и при формировании лексико-грамматических средств языка: дети с интересом отправляют в банку с вареньем тот или иной фрукт, из которого сварено варенье и помогают сладкоежке образовать новое слово (проект «Сладкоежка»). При формировании  произносительной стороны речи дети учатся различать звуки и с большим интересом «расселяют» животных, в названии которых есть звук «С» в одну клетку, а со звуком «З» - в другую (проект «Необычный зоопарк»).

Эффективным средством развития речи является компьютерная программа «Учимся говорить правильно», особенно раздел «Развитие связной речи». Игровые задания раздела учат детей связно говорить, формулировать целые предложения. Упражнения «Подбери действие», «Слово-признак», «Чей, чья, чьё?» развивают словарь, формируют умение образовывать относительные и притяжательные прилагательные и согласовывать  их с существительными.

Используя на своих занятиях компьютер, учитель-дефектолог должен помнить, что главная цель его работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребенка с другими людьми. Поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению учитель-дефектолог и ребенка. Поэтому компьютер рекомендуется использовать только как дополнительное средство работы в течение недлительного времени. Для того чтобы ребенок стремился на занятие не только ради работы с компьютером, но и ради присутствия на традиционном занятии, полезно использовать компьютерную программу как часть общего сценария всей работы учитель-дефектолог сребенком.

На занятиях с использованием компьютера удается создать эмоционально положительный психологический климат, предусматривающий «ситуации уверенности» ребенка в своих силах. У детей успешно формируется чувство гордости за свои достижения, расширяются возможности положительной оценки собственной деятельности.

     Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;

                             

 Подготовила учитель-дефектолог: Говор А.С.